понедельник, 04 августа 2014
29.07.2014 в 15:36
Пишет
Маг-подмастерье:
29.07.2014 в 14:32
Пишет
dration:
The Lucifer's EffectНа самом деле прочитала я эту
книгу уже довольно давно, но все руки как-то не доходили изложить. С этой книгой приключилась довольно странная вещ: я много слышала о
Стэнфордском Тюремном Эксперименте (описание которого занимает большую половину книги), но долгое время не знала, что Зимбардо написал об этом научно-популярную книгу. Существует
официальный научный отчет об эксперименте (который я еще не читала), но "Эфеект Люцифера" книга более личная для Зимбардо и наверное неподготовленному читателю действительно интереснее будет читать ее.
Собственно СТЭ входит в тройку великолепых экспериментов демонстрирующих негативные стороны человеческой натуры. Два других
- Эксперимент Милгрема и
Эксперимент Эша. Если вам надо знать чем плохи люди и порочна человеческая природа, то в целом трех этих вещей уже достаточно. Есть еще
(а также пересекающийся с ним эффект размывания ответственности) эффект Дженовезе, так, в качестве вишенки на торте.
Собственно определенным образом СТЭ подтверждает и демонстрирует все три вышепроцитированных особенности человеческого социального поведения, раскрывая его во всей неприглядности.
читать дальшеТут я сделаю небольшое отступление и расскажу, почему мне так тяжело далась эта книга.
Когда я читала статьи об СТЭ, его руководитель Филипп Зимбардо представлялся мне эдаким гениальным ученым-наблюдателем, который заранее все спрогнозировал, который прекрасно знал как будут развиваться события, но возможно ошибся относительно того с какой скоростью они будут развиваться.
На деле же оказалось совсем иначе. Во-первых Зимбардо исповедует совершенно неблизкие мне гуманистические взгляды? которые подверглись, я так полагаю, серьезному испытанию во время эксперимента, а мне обычно сложно даются тексты высказывающие позицию с которой я фундаментально не согласна, во-вторых никто из команды Зимбардо по-настоящему даже не представлял себе во что может вылиться затеянный ими эксперимент.
Изначальная цель эксперимента была не в том чтобы продемонстрировать как быстро происходит дегуманизация, а в том чтобы выяснить, что в среднем оказывается сильнее - средовые факторы или личность человека.
Если описать суть СТЭ в двух словах, то это будет так: самый добропорядочный, достойный абсолютно психически нормальный человек в течении полсуток может превратиться в садиста или в забитого и беспомощного арестанта только лишь благодаря смене социального контекста. Любой человек. Да, и ты %username%. Весь вопрос в контексте.
Зимбардо (также как и Милгрэм) задавался вопросом, что породило невиданную жестокость охранников нацистских лагерей, что двигало "министром по изнасилованиям" Полин Ньирамасухуку. Логический ответ не лежит на поверхности: охранники концлагерей не были специальной породой людей, выведенной для садизма и издевательств. Все что происходило с ними было лишь следствием социальной диспозиции или контекста в котором они находились. Однако тут стоит отступить еще на уровень в масштабе и отметить: контекст в котором все они находились был создан людьми. Ими же. На каждом из таких людей лежит в первую очередь вина принятия социальной диспозиции.
Впрочем, Зимбардо многократно повторяет в книге что ситуационные/средовые факторы объясняют но не оправдывают людей и что свобода выбора остается независимо от уровня контекста. Тех людей, кто даже несмотря на средовое давление сохраняет собственную личность и собственные убеждения обычно называют героями. Хотя в сущности примеры героизма такого рода это лишь пример способности оставаться собой, быть выше давления факторов социальной ситуации.
В чем уже читая книжку мне пришлось зауважать Зимбардо так это в его объективном отношении к собственной роли в эксперименте. Он не пытается себя обелить и принимает всю ответственность за произошедшее. Более того - самый интересный момент - он описывает как сам стал заложником ситуационных и контекстных факторов превративших его из эксперементатора, озабоченного благополучием испытуемых в начальника тюрьмы, озабоченного возможным побегом заключенных. То как он препарирует собственный субъективный опыт на самом деле дорогого стоит.
Еще один впечатливший меня момент связан даже не с тем как быстро "охранники" превратились в охранников, а "заключенные" в заключенных, а тем, как быстро и точно охранники нащупывались способы психологического давления и гуманизации. Это все происходило мгновенно: при том что физическое насилие было запрещено, буквально за сутки на сцене появился весь арсенал возможного насилия:
- унижения сексуальнго плана
- принуждение к выполнению физических заданий (отжиманий и прочего, как видно на видео), что является прямым эквиввалентом физического насилия
И более изощренные вещи, которые более чем эффективно дезориентируют личность, вводят в состояние выученной беспомощности и постоянного стресса, подавляют волю и ясность мышления:
- дегуманизация и лишение личной идентичности (в книге дается буквально почасовое описание того как это происходило)
- введение бесполезных и постоянно меняющихся правил, наказание за их несоблюдение несоответсвующее объективной тяжести "нарушения"
- принуждение заключенных к бесполезной и бессмысленной, нелогичной работе
- тактики социального манипулирования группой, когда за проступок одного наказывается группа и таким образом члены группы вынуждены идти против аутсайдера
- игнорирование физиологических потребностей человека
- игнорирование просьб человека
и многое другое. Это все родилось из-под рук у совершенно нормальных, благополучных ребят буквально за считанные часы. А ведь эти техники манипулирования на самом деле лучшее из доступного, ни одна машина геноцида пока не придумала ничего эффективнее.
Но самое занятное даже не это. Понятно что "заключенные" подверглись значительному стрессу превратившему их в настоящих заключенных. Интересен тот факт что "охранники" (работавшие посменно, то есть имевшие возможность выйти из контекста вернувшись домой после работы) превратились в охранников и эта метаморфоза практически произошла даже быстрее чем у заключенных. Что превратило нормальных ребят в охранников садистов: легкая смена ролей (одежда, очки, позволяющие сохранять анонимность) и власть. Всего два фактора и никакого насилия - и вот перед вами уже совершенно иной человек, с новой мотивацией, новым пониманием границ допустимого.
С другой стороны это не первый и не самый иллюстративный пример трансформации, у Милгрема это происходило даже возможно быстрее:
[youtube=www.youtube.com/watch?v=yr5cjyokVUs&w=640&h=480]
(вот на 1:30 и дальше, потрясающее это конечно)
не знаю, наверное на это можно закончить. Зимбардо использует данные и выводы СТЭ для исследования случаев издевательств над заключенными в тюрьме Абу-Грейб и указывает на то что ответственность за произошедшее лежит на тех кто создавал среду - а это были не солдаты, а высшее командование, фактически отказывавшееся принимать ответственность за происходящее в секретных тюрьмах (опять эффект размытия ответственности)
Ко всему сказанному выше можно найти множество аналогий в происходящем сейчас в России. Не то чтобы этот пост задумывался как политический, я просто хотела написать впечатления о книге, но мне бы хотелось чтобы те кто это прочли задумались над опытом СТЭ и его применимостью к той действительности в которой мы сейчас находимся. URL записи URL записи